Малым и средним компаниям сегодня приходится непросто.Чтобы помочь предпринимателям власти решили создать "единый интегратор" поддержки бизнеса.
В апреле глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что считает целесообразным создать единый орган по поддержке малого и среднего бизнеса. «Во многом у нас не было единого интегратора этой деятельности. Она была разобщена, с одной стороны. С другой, для малого и среднего бизнеса каждый раз это дополнительные административные издержки – пока найдут к кому обратиться за поддержкой, уходит время и средства. В этой связи предлагается создать единый интегратор всех форм государственной поддержки», – отметил министр, выступая на заседании Госсовета по вопросам помощи малому и среднему бизнесу. Новую структуру министр предлагал сформировать на базе уже существующего Агентства кредитных гарантий и Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства. По итогам заседания Государственного совета Президент РФ Владимир Путин подписал пакет поручений, среди которых и учреждение нового органа. Позже Минэкономразвития подготовило соответствующий проект Указа Президента. Найти его можно на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru).
В бумаге сообщается, что акционерное общество «Небанковская депозитная кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» будет переименовано в акционерное общество «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства». 100 процентов акций горкорпорации будет принадлежать России. В дальнейшем доля государства может быть сокращена, но не менее 50-ти процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций АО. Об этом сказано в проекте.
Сфера деятельности
Теперь выясним, чем будет заниматься новая структура. Согласно проекту указа, основными задачами акционерного общества «Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства» будут:
- развитие финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и другой поддержки бизнеса;
- привлечение средств российских, иностранных и международных организаций для целей поддержки МСП;
- организация информационного, финансового, юридического и других видов сопровождения инвестиционных проектов малыми и средними компаниями;
- проведение мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у «малышей»;
- и другие функции.
Как мы видим, задач у нового АО будет немало и все они тем или иным образом направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Теперь Правительство должно в течение месяца внести в Госдуму проект федерального закона о создании новой структуры.
Структура и возможности
Региональным и местным органам власти рекомендовано совместно с корпорацией организовать работу по поддержке малого и среднего предпринимательства. Такое предложение наталкивает на мысль о том, что у новой структуры будут представительства на местах для обеспечения взаимодействия с местными властями. Вероятно, созданы они будут по аналогии с существующими региональными гарантийными организациями, которые в настоящее время аккредитованы Агентством кредитных гарантий (на базе которого и создается АО). Очевидно, что без региональных структур процесс этого самого взаимодействия будет затруднен, что в конечном счете негативно скажется на коммерсантах.
Чтобы понять, чем будет заниматься новая госкорпорация, нужно изучить работу АКГ. Итак, Агентство было создано всего год назад, в июне 2014 года. На официальном сайте АГК уточнится, что оно призвано способствовать развитию малого и среднего предпринимательства посредством создания условий эффективности и доступности кредитных продуктов через предоставление гарантий и контргарантий. Принимая на себя часть финансовых рисков предпринимателей, банков и других финансово-кредитных организаций, АКГ расширяет возможности малого бизнеса в получении денег.
Логично предположить, что после переименования функции новой структуры поменяются незначительно. И главная задача будет все также состоять в поддержке бизнеса. Однако важно, чтобы такие задачи были не только закреплены на законодательном уровне, но и успешно применялись на практике. Некоторые эксперты опасаются, что процесс создания новой структуры может негативно сказаться на поддержке малых и средних компаний. Да и к уже существующему АКГ претензий у бизнеса немало – гарантии Агентство предоставляет не безвозмездно и в связи с этим они для многих средних и, особенно малых, компаний недоступны.
Шаг навстречу?
«Любые шаги со стороны государства навстречу малому бизнесу, любые попытки поддержать представителей предпринимательского сообщества – это замечательно. И создание единого института не исключение: бизнес будет ожидать от АО результативной работы по борьбе с административными барьерами, консультативной помощи, предоставления грантов/субсидий, содействия в решении проблемных вопросов», – рассказывает Анна Коняева, директор Центра правового обслуживания. Однако она продолжает: «А вот сможет ли корпорация удовлетворить таким требованиям – пока непонятно». По ее словам, во-первых, не до конца ясны функции, которые будет выполнять новое АО. Во-вторых, неясно, зачем создавать фактически новое ведомство, на содержание которого уйдет существенный объем бюджетных средств, когда уже есть «Агентство кредитных гарантий» для оказания финансовой помощи на федеральном уровне и ведомства, чья деятельность направлена на поддержку бизнеса в регионах. «Например, в Москве осуществляет поддержку профильный департамент науки, промышленной политики и предпринимательства», – рассуждает г-жа Коняева. «Время покажет, станет ли институт развития предпринимательства инструментом поддержки и развития малого бизнеса» – резюмирует эксперт.
Сергей Зеленов, председатель Комитета по налогам Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ, согласен с тем, что для бизнес-сообщества тот факт, что власти предпринимают попытки поддержать малый и средний бизнес – хороший показатель. «Надо понимать, что наличие самого органа по поддержке коммерсантов – не гарантия того, что предприниматели получат реальную помощь. Давать оценку инициативе преждевременно, пока это только красивые слова: нужно посмотреть, как работа корпорации будет реализована в жизнь. Одно можно сказать точно, эффективная работа нового органа возможна только при условии ведения постоянного диалога с бизнес-сообществом».
По мнению эксперта, для улучшения положения коммерсантов необходимо, чтобы бизнес-сообщество, возможно, через общественные объединения, смогло влиять на действия новой структуры: информировать власти о реальных проблемах и высказывать свои пожелания.
Вероника Позднякова, для журнала «Расчет»