В письме от 6 ноября 2015 г №ЕД-4-15/19395 ФНС сообщила о проведении опытно-промышленной эксплуатации программного обеспечения "АСК НДС-2".В связи с его работой в преддверии декларационной кампании по НДС за 3 квартал 2015 года чиновники призвали подведомственных налоговиков до 10 ноября разослать письма администрируемым налогоплательщикам, отчитывающимся по НДС в электронном виде.
В прилагаемом тексте такого письма содержится предупреждение, что будут выявляться противоречия в налоговой отчетности (между данными декларации и журнала счетов-фактур), а также при сравнении с декларациями по НДС контрагентов.
В случае выявления разночтений налогоплательщику будет направлено требование о представлении пояснений с приложением перечня операций, отраженных в декларации, по которым найдены расхождения. В нем будут указаны коды возможных ошибок.
Код "1" указывается, если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с данными контрагента.
Код "2" указывается, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 "Сведения из книги покупок" (приложением 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок") и разделом 9 "Сведения из книги продаж" (приложением 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж") декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).
Если указан код "3", то это будет означать, что данные об операции между разделом 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур" и разделом 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур" декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций).
Код ошибки "4" означает вероятность ошибки в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках.
После получения требования от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО налогоплательщику необходимо:
- передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;
- в отношении записей, указанных в требовании, проверить правильность заполнения декларации, сверить запись со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
- представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;
- если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненку. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС через оператора ЭДО. Для направления пояснений в формализованном виде необходимо уточнить наличие такой возможности у разработчика (поставщика) бухгалтерской учетной системы или оператора электронного документооборота;
- если после проверки ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования.
При представлении пояснений налогоплательщик вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
При неисполнении обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования налоговики могут принять решение о приостановлении операций по банковскому счету налогоплательщика.
В случае возникновения вопросов можно обратиться на форум на сайте ФНС, в территориальный налоговый орган по месту постановки на учет, либо в контактный центр ФНС по телефону 8-800-222-22-22.
Анастасия Гончарова (аудитор), для Центра бизнес решений "Финансист"