Между компанией и предпринимателем был заключен договор управления фирмой, согласно условиям которого ИП должен руководить текущей деятельностью фирмы за ежемесячное вознаграждение.
По результатам выездной проверки ПФ указал на занижение базы для начисления взносов, включив в нее выплаты предпринимателю, доначислил взносы, пени и штраф. По мнению компании, вознаграждение управляющему выплачивалось по гражданско-правовому договору и согласно пункту 2 части 3 статьи 9 федерального закона 212-ФЗ не включается в базу для начисления страховых взносов.
Суды трех инстанций (дело № А73-18840/2015) признали законным решение фонда, разъяснив, что основными отличиями трудового договора от гражданско-правового являются: выполнение работы личным трудом и включение работника в деятельность фирмы, подчинение его внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ определенного рода, а не разового задания и гарантии социальной защищенности.
В данном случае отношения сторон по договору имели длящийся характер (в договоре не определен срок окончания работ), должностные обязанности руководителя не отличались от должностных обязанностей генерального директора по трудовому договору, в предмете договора закреплена трудовая функция (руководство фирмой), установлена ежемесячная оплата (100 тысяч рублей), для руководителя созданы условия работы – рабочее место. То есть фактически спорные правоотношения носили трудовой характер, поэтому компания неправомерно занизила базу для исчисления взносов, указал суд (постановление кассации Ф03-3953/2016 от 01.09.2016).
Анастасия Гончарова (аудитор), для Центра бизнес решений "Финансист"