Письмо Минфина от 19 июня 2015 года № 03-02-07/1/35776 не обрадовало бизнес.В нем ведомство разъяснило: при проведении камеральной проверки инспекция может вызвать свидетеля на допрос.
Минфин напомнил: согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 и пункту 1 статьи 90 НК, фискальные органы вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Ведомство пришло к выводу, что кодекс не запрещает этого делать и при камеральном мероприятии. Напомню, некоторых лиц контролеры допрашивать не вправе. К ним относятся:
- во-первых, граждане, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не могут объективно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для проверки;
- во-вторых, лица, которые получили информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к тайне. Тут речь идет, например, об адвокатах или аудиторах.
Отмечу, что Минфин ранее уже давал разъяснения, где уточнил, что кодекс не ограничивает право ревизоров проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки (Письмо Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411).
Однако, несмотря на разъяснения ведомства, все не так однозначно. Дело в том, что некоторые арбитры придерживаются иного мнения. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 28 декабря 2011 года по делу № А08- 2014/2011. Тогда коммерсант в суде просил признать незаконным решение инспекции, которая доначислила ему ЕНВД, пени, штраф по статье 122 НК в связи с занижением физического показателя «площадь торгового зала (в квадратных метрах)». Индивидуальный предприниматель не включил в расчет площадь помещения, находящегося в торговом центре. А арбитры требование удовлетворили. Они пришли к выводу, что выездная налоговая проверка не проводилась, соответствующего решения о ее проведении налоговый орган не представил. А в рамках камерального мероприятия инспекторы не вправе были допрашивать свидетелей.
Но есть решения арбитров и с противоположным мнением судей. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 21 января 2013 года № А73-3214/2012 пришел к выводу, что налоговое законодательство не запрещает допрашивать свидетелей в рамках невыездных проверок. Суд решил, что НК РФ предусматривает последовательный порядок проведения камеральной проверки представленной декларации, направленный на достоверное установление обязанностей компании перед бюджетом. В частности, инспекция вправе потребовать у фирмы документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 кодекса правомерность применения вычетов. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) фискального органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. К ним, по мнению суда, может быть отнесен в том числе и допрос свидетеля.
Возникает вопрос: кого же фискалы могут вызвать для дачи показаний в рамках камеральной проверки? Ответ – любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления контроля, в том числе, конечно, и работников проверяемой фирмы. Например, главбуха иди генерального директора. Показания свидетеля фискалы могут получить по месту его пребывания, например, если свидетель из-за болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию, а по усмотрению должностного лица этого органа – и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ). Показания свидетеля контролеры занесут в протокол.
Перед получением показаний налоговый инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложной информации. Об этом в протоколе контролеры сделают отметку, которую удостоверит подписью свидетель.
Кстати, об ответственности. Статья 128 Налогового кодекса предусматривает, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей; неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – в размере 3000 рублей.
Напоследок напомню, в каких случаях можно отказаться от дачи показаний. Согласно российскому законодательству, гражданин вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков). Поэтому, к примеру, генеральный директор фирмы отказаться от участия в качестве свидетеля не вправе. А вот с индивидуальными предпринимателями дела обстоят иначе. Законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия «налогоплательщик» и «свидетель», данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 5 мая 2010 года по делу № А70-8124/2009 пришел к выводу, что раз инспекция вызвала коммерсантку в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому велось в отношении нее же, полученные показания могли быть использованы против женщины. А это исключает применение ответственности по пункту 1 статьи 128 кодекса. Проще говоря, свидетельствовать против самой себя предприниматель не должна. К тому же фискалы должны разъяснить коммерсантке ее право на отказ от дачи показаний, которые могут быть использованы против нее самой. Однако они этого не сделали.
Анастасия Гончарова (аудитор), для Центра бизнес решений "Финансист"